Литература будущего: кто представляет, какая она?
Хотел скачать книгу из Инета, но все ссылки приводят к проституткам.
Может, они её
сейчас читают?
Анекдот.
Давно уже
заметил, что мне гораздо удобнее работать с электронными текстами. И не только
работать. Если хочется что-то почитать, а книга есть и в бумажном, и в
электронном варианте, предпочитаю последний. С чего, казалось бы? С ней нельзя устроиться поудобнее: в кресле
или лёжа на диване – торчи, как дурак, перед монитором. Да и читать с экрана
как-то… Ну, в дорогу, допустим, уже можно взять, и не одну, а целую библиотеку:
такую, что и на двух грузовиках не увезёшь. Захватил с собою ноут – и порядок. Не
надо быть Нострадамусом, чтобы предсказать: возможность чтения электронки будет
и дальше идти по пути достижения наибольшего комфорта. Опять же, экономия
средств какая: ещё не сталкивался со случаем, чтобы способом «скачать
бесплатно» не смог заполучить необходимую или понравившуюся мне книгу. И не
нужно весьма ограниченное пространство квартиры уставлять книжными шкафами. И
пыль с книг раз в два месяца протирать тоже не нужно. А уж о том, сколько ты
сэкономишь времени в поиске понадобившейся книги, и говорить не стоит.
Это с позиции
читателя. А писателю электронный вариант предоставляет просто неограниченные
возможности. Пока, правда, мы по-прежнему используем компьютер в качестве
печатной машинки «Ремингтон», словно забывая о том, что можно вставить
иллюстрации, музыку, даже видео. А гиперссылки? Уже не раз писал о том, какую
прекрасную возможность дают они для осуществления мгновенной вариативности.
Пока серьёзно надо всем этим не размышлял, но уверен: сейчас перечислил только то, что лежит на самом верху, и
существует ещё множество возможностей электронной
– и, тем более, сетевой – литературы, которые давно уже ждут того, кто до них
додумается и начнёт реализовывать. В качестве доказательства: где-то с полгода
назад получил письмо от человека, который пробует использовать в текстах 3D-буквы. Правда, идея, на мой взгляд,
несостоятельна: требуется намного бОльщий объём да и не сказал бы, что для
чтения это удобно, но ведь значит – работают над этим люди!
Я тоже кое-что
в этом направлении пытался делать. Залил в PowerPoint (эту программу взял чисто для
простоты достижения результата) один из своих рассказов, поработал над фоном
листа, шрифтом, сделал музыкальный фон (приятная инструментальная музыка,
меняющаяся в темпе, настроении и прочем в зависимости от содержания эпизода) и
этим ограничился. Хорошо ли получилось? А я откуда знаю! Это же надо проверять
на читателе, а я пока никуда не выставлял, потому что сам ещё не решил, что
это: полный бред или что-то интересное.
Вообще,
конечно, можно предположить, что электронная (в том числе, и сетевая)
литература будет только плодиться и размножаться. Соблазнительно, чёрт возьми,
плюнуть на издателей, которые, руководствуясь собственными вкусами, решают,
нужна твоя книга читателю или нет. Ведь… нет, мысль важная, начну с нового
абзаца.
Ведь пока ещё
только издатель решает, быть тебе писателем или нет. Причина ясна: литература
оказалась самым консервативным жанром искусства! Она застыла в своём развитии.
Судите сами: с появлением электронных инструментов музыка получила просто
невероятное количество тембров, оттенков, просто звуков, которых не было
раньше; живопись (вот с кого надо брать пример литературе!) одним только
появлением 3D-графики и
анимационных gif-файлов сделала такой невероятный
скачок, что многие её направления, по сути, становятся уже самостоятельными
видами искусства. И только литература представляет собой то же, что и во
времена «Слова о полку Игореве»: некую плоскость (бумажную или
экранно-мониторную) с нанесёнными на неё в определённом порядке буквенными
символами. Вот и узурпировали себе ребята право решать, кто из нас на что гож.
Поскольку все мы зациклены на том, что пока тебя не начали публиковать в
бумаге, никакой ты не писатель, именно книжные издательства, этакие боги
Олимпа, скрываются от нас в заоблачных высотах, ссорятся и воюют между собой, а
в перерывах решают наши творческие судьбы. Сунут руку вниз, нашарят наугад
кого-нибудь из нас, поднесут близко-близко к глазам, рассматривают и молча
думают, что с нами делать. Чаще всего назад вниз швыряют, но бывают и такие,
кого они у себя оставляют. И с тех пор те сами богами становятся.
Справедливости
ради надо заметить, что так было всегда. Издатель ведь свои деньги вкладывает,
рискует не получить ни черта, так что, конечно, решать имеет право. И во
времена Пушкина так же было. Только вот какой нюанс. Тогда даже просто
грамотных людей мало было, а уж таких, кто ещё и литературно написать что-то
хочет, вообще единицы. И журналы (они же книгоиздательства) с таким потоком
запросто справлялись. Число грамотных людей со временем увеличивалось,
количество среди них писателей гармонично росло, но никакой паники или бума это
не вызвало: пропорционально росло и количество издательств: ведь коммерчески
это было выгодно! А потому что читатель тогда какой был? Очень
литературолюбивый был читатель. Это как надо её любить, чтобы прочитать
Наука
ободрана, в лоскуты обшита,
Изо всех
почти домов с ругательством сбита,
Знаться с нею
не хотят, бегут её дружбы,
Как,
страдавши на море, корабельной службы
и совсем даже при этом не
поморщиться. А ведь написал это Антиох Кантемир, считается основателем русского
стихосложения (а сам – ха! – поляк. А письменность нам болгары дали. А потом
один эфиоп нам такой скачок в развитии русского литературного языка обеспечил,
что до сих пор дальше развить не можем. И даже печатать нас придумал то ли
Гуттенберг, то ли Скорина. А мы, русские, чо? Обидно! Но это так, попутно
обиделось, к содержанию статьи это отношения не имеет).
Возвращаюсь к
сути. Как бы гармонично и пропорционально это ни развивалось, наступил момент,
когда была пройдена точка возврата, после которой сложившееся положение дел уже
невозможно и необходимо переходить в новое состояние. Вот тут-то мы с
издательствами и разошлись в средах обитания: они к себе в заоблачные выси
взлетели, а мы ещё какое-то время бежали, изо всех сил подпрыгивали, но
взлететь не получилось, поэтому остановились, головы кверху задрали и стоим в
надежде, что они за нами вернутся. Оно и понятно: легче грамоте выучиться и
потом написать что-нибудь вроде
Птичка
прыгает по ветке,
Распушив свой
хохолок…
чем приобрести новую
книгопечатную аппаратуру, нарастить мощности, найти новые рынки сбыта и т.п.
Поэтому нас-то год от году всё больше, даже стоять, глядя в небо, некомфортно
стало: то на ногу наступят, то плечом толкнут, а то вообще нагло заявят: «Вон
из очереди! Вас здесь не стояло!», а издательств – наоборот.
Правда, есть
ещё аудиокниги. Тоже интересная возможность. Помню, в детстве и молодости любил
радиоспектакли. Тогда это было прерогативой радиоредакций. Нынешние компьютерные программы
позволяют всё это сделать дома на персональном компьютере. Огромный бесплатный
банк звуковых файлов в Сети (скачай один архив и найдёшь там звуки на все
случаи спектакля: погодные явления, шум листвы деревьев, рёв водопада, звуки
толпы, машин и механизмов и пр.) словно приглашает: хочешь – делай спектакль. А
что? Пригласи таких же, как ты, талантливых друзей, зарази их желанием успеха –
и вперёд! Недаром в Сети уже немало студий, которые (не)навязчиво предлагают:
присылай нам своё произведение, плати деньги и получишь спектакль в исполнении
наших профессиональных актёров!
Но можно и не
столь навороченно: повесь на свою голову
наушники с микрофоном (стоимостью 200-300 рублей), нажми кнопку записи звука,
выведи на экран текст своего рассказа или стихов и читай – вот тебе
моноспектакль. Или сядь перед веб-камерой, делай то же самое и будешь ты сам
себе Кирилл Лавров в проекте программы «Культура», где он читал «Героя нашего
времени». Нет, ты будешь даже круче: ведь ты читаешь своё! (Это, конечно, в том
случае, если ты круче и Лермонтова тоже).
Словом,
варианты есть. А что же с бумажной литературой? Думаю, если положение дел не
изменится, конец ей придёт. Все (по крайней мере, у многих читал), кто
занимается книгоиздательством, утверждают: чтобы в наше время в нашей стране
достойно жить писательским трудом, нужно выпускать две-три книги в год.
Невыгодное это дело стало – книжками торговать. Соответствие цена - зарплата
читателя пришло в жуткий диссонанс. А ведь с потребительским рынком как: создай
потребителю невыгодные условия, и он отвернётся и переключится на другой товар.
Было время, когда продавец книжного магазина по своей значимости приравнивался
к нынешнему олигарху: сумел обратить на себя внимание такого великого человека
или, того лучше, подружиться с ним – будет у тебя дома и Дюма, и Стивенсон, и
Стругацкие; не сумел – покупай то, что на полках стоит: Ленин, Брежнев, другие
такие же писатели. А сейчас? Давно смекнули книжные продавцы: будем, как раньше
в магазине стоять – ни черта не продадим. Вот и побежали многочисленные курьеры
по домам и госучреждениям с огромными сумками книг; пришлось директорам этих
заведений строго-настрого вахтёрам приказать: тех, которые тут с книгами
шастают – не пущать! Да если какой и прорвётся, толку от этого мало. Разложат
они свой товар – а издания-то сейчас какие! одни обложки – поцеловать хочется!
– глянет на них потенциальный покупатель и спросит: а эта сколько? А как ответ
получит, погрустнеет весь и тихо скажет: иди отсюда, дядя, это пол моей
зарплаты вместе с премией. И пойдёт дядя в другое место – кормиться-то на что-то
надо! – сгибаясь под весом сумок и проклиная писателей, которые такие умные, а
потому очень тяжёлые книги написали.
Ещё один
момент. В работе с книгой тоже переоценка произошла. Раньше любой
здравомыслящий человек за возможность приобрести какую-либо энциклопедию
запросто мог от пива отказаться. Лично я несколько раз отказывался, и теперь
они у меня есть разные. А нужны они мне? Это ведь надо подойти к полке, снять и
начать листать в поисках того, что тебе нужно. А в Яндексе? Раз – и готово. Да
ещё из разных источников и уже сразу в электронном варианте. Удобно! Или
застряла в голове какая-то цитата, нужна она тебе сейчас очень, а как её в
книжках найти? Кто это сказал: Марк Аврелий, Дарья Донцова или вообще
Розенбаум? И даже если вспомнишь автора
и книгу, нужно ещё страницу найти. А тут… ну, вы поняли.
Придёт вот
такое в голову, и невольно задумаешься: а не пора ли завязать с писательством?
Ведь написано уже немало, значит, пора задуматься над тем, как это пристроить,
в каком виде донести до читателя да так, чтобы на своём труде ещё и заработать,
если, конечно, достоин он этого. И какой из вышеперечисленных вариантов – или
вообще какой-то новый – выбрать? Красиво оформленная PDF-книга, аудиоспектакль или вот ещё
издательство «Мир фантастики» выпускает тексты на CD-дисках, так может для начала это
предпочесть? Трудно сделать такое одному? Значит, нужно, как на заре, создавать
ЛиТо, только по другому принципу: этот – дизайнер, этот текст может
откорректировать, этот в звукорежиссёрских программах работает, а этот –
специалист в видеомонтаже, сможет рекламные трейдеры лепить. А этот – вообще
самый нужный человек: знает, как это всё можно будет продать!
Вот такие
мысли. Только не говорите, что вам ничего подобного в голову не приходило!
|